Москва, ул. Коцюбинского, д. 4
БЦ «Проминэкспо»
E-mail: [email protected]

Взаимодействие таможни, налоговой и банка

Налоговый контроль НДС.

Правовой аспект взаимодействия налоговых и таможенных органов отражен в п. 3 ст. 82 НК РФ.
В нем сказано: «Налоговые органы, таможенные органы, государственные внебюджетные фонды и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач».
В соответствии с законодательством Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и иными правонарушениями и преступлениями.

Таможенные органы, являясь правоохранительными органами, образуют единую систему таможенного контроля, в которую входят: Федеральная таможенная служба, территориальные таможенные управления, таможни, посты. С 2004 г. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

НДС и валютный контроль.

Порядок передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, в целях осуществления валютного контроля, указан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1459, «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары».
Федеральная таможенная служба обеспечивает передачу уполномоченному банку в электронном виде по перечню согласно приложению N 2 информации о декларациях на товары, в которых указан номер паспорта сделки, переданного этим уполномоченным банком в Федеральную таможенную службу в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной таможенной службой, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров.

Учет и контроль НДС в Евразийском экономическом союзе.

Между государствами-членами ЕврАзЭС налажен обмен информацией в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации, обеспечивающих безопасность информационного обмена, который контролирует уплату косвенных налогов (НДС). Протокол этого обмена утвержден 11 декабря 2009 года, «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство финансов Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, исходя из взаимной заинтересованности в усилении контроля за импортом и экспортом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, своевременным и полным поступлением косвенных налогов в бюджеты государств-членов Евразийского экономического союза оказывать друг другу содействие.

Взаимодействие ФТС и ФНС России.

Вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 года №452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым внесены изменения в порядок взаимодействия ФТС и ФНС России. Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года.
Федеральным законом вносятся изменения в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность обмена информацией между ФТС России и ФНС России в электронной форме, поясняется в справке Государственно-правового управления.

Налоговые органы могут быстро проверить сведения по товарам налогоплательщиков с данными таможенных деклараций,
номер которых указан в отчетности и счет-фактурах.

Экспортеры и импортеры товаров наделяются правом представлять в налоговые органы сведения, необходимые для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, из таможенных деклараций и перевозочных документов, в виде реестров. Также у них есть возможность подтверждения факта уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС, переданных в ФНС в электронной форме.

В 2015 году произошла настоящая революция в контроле ФНС за уплатой НДС.
Декларации НДС с 2015 года содержат неограниченное количество данных из книг покупок и продаж.
С 2015 года в декларацию по НДС включены все сведения из книг покупок и продаж, в том числе и номера таможенных деклараций.

ФНС может видеть у себя в компьютере все данные по номерам таможенных деклараций, указанных в Счет-фактурах по импортным грузам, и данные,
для принятия нулевой ставки НДС по экспортным грузам.

Федеральным законом № 134-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесена поправка, в соответствии с которой с 1 января 2014 года налогоплательщики обязаны подавать декларации НДС исключительно в электронном виде.
С 1 января 2015 года налоговые органы вправе запрашивать у налогоплательщиков первичные документы и аналитические регистры, если данные налоговых деклараций будут противоречить данным соответствующих деклараций их контрагентов.

27 мая Федеральная налоговая служба открыла в подмосковной Дубне единый Центр обработки данных.
Для ФНС центр обработки данных (ЦОД) дает возможность скапливаться и контролировать все данные по НДС в одном месте. Теперь базами данных располагают не только территориальные налоговые службы. Нет сложности обмена информацией между тысячами инспекций, нет привязки проверки налогоплательщиков по юридическим адресам.
Расхождения по данным номеров деклараций и их цепочке можно отследить автоматически.
Проверка по движению товара и налогов происходит в режиме реального времени, а налоговый инспектор принимает решение о проверке в соответствии с указаниями компьютерной программы.