Москва, ул. Коцюбинского, д. 4
БЦ «Проминэкспо»
E-mail: [email protected]

Профили рисков таможни, проходные цены

Глава 18 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, «Система управления рисками» регламентирует цели, объекты и деятельность таможенных органов по оценке управления рисками.

Система управления таможенными рисками.

Федеральной таможенной службой, с целью систематизации контроля процесса таможенного оформления, была принята так называемая система управления рисками (СУР). Разработанные по этой системе профили рисков и называют риски таможни. Профили рисков - ДСП таможенных органов.
Таможенные службы вынуждены осуществлять таможенный контроль на основе выборочности, поэтому цель СУР - осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации.

Все риски связаны с проведением дополнительной таможенной проверки – документальной, в виде досмотра товара, в том числе с применением
специальных средств или с отбором проб и образцов.

Основные направления работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
• нарушения, имеющие устойчивый характер;
• нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
• нарушения, подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
• нарушения, затрагивающие другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы (например, пополнение бюджета).

СУР основывается на стандартах ВТО, что обеспечивает:
• сокращение времени таможенного оформления;
• прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
• партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Источники информации, используемые для выявления рисков:
• различные базы данных таможенных органов;
• оперативная информация;
• обращения и жалобы граждан и юридических лиц;
• информация других государственных органов;
• СМИ;
• результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности;
• информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе;
• акты законодательства и правовые акты;
• интернет.

Механизм действия СУР предполагает:
• определение области риска, с которым связывается вероятность совершения правонарушения;
• определение критериев, которые служат в качестве инструмента для выбора объекта контроля;
• наличия профиля риска, основанного на собранной ФТС статистической информации.
Эффективность достигается путем усиления аналитической работы и взаимодействия всех структурных подразделений участвующих в таможенном контроле.

Риски при импорте основаны на анализе рынков импортной продукции. Анализируется не только таможенная стоимость товаров, но сами товары, производители и торговые марки, внешнеторговые контракты и товарно-сопроводительные документы, деятельность участников ВЭД и таможенных представителей.

Профили таможенных рисков и основные объекты рисков ВЭД:

• стоимостные показатели (стоимость за единицу товара, статистическая таможенная стоимость в Долларах США за 1/кг веса нетто товара);
• весовые показатели (разнице весов нетто и брутто);
• номенклатура товаров (подмена товарного кода ТН ВЭД и коды ТН ВЭД, относящиеся к группам «риска» или «прикрытия»);
• происхождение товара (подмена страны происхождения товара, соответствие маркировки на самом товаре и заявленной при декларировании);
• участники ВЭД (иностранные поставщики из оффшорных стран и организации «однодневки», перемещающие товары через границу Таможенного союза);
• возможность размещения среди товара контрабанды, наркотических и психотропных веществ и тому подобное.

Цена товара и риски таможни.

Основная роль отводится рискам экономической безопасности – это риски, связанные с неуплатой таможенных платежей (занижение таможенной стоимости, подмена страны происхождения или товарного кода, неверное наименование товара, следование в адрес несуществующего хозяйственного субъекта).
Стоимость товара и риски по таможенным кодам на большинство часто завозимых товаров, применяются СУР в виде таблиц кодов ТН ВЭД ТС с контрольными показателями стоимости товаров ($/кг), ориентированных по странам и регионам, а так же, в некоторых случаях, по торговым маркам и составу товаров.
Стоимостные риски таможенного оформления - это постоянная работа таможенных органов по анализу внешних источников среднестатистических цен на импортируемые товары (биржевые цены, прайс-листы и прочее), с детализацией таможенных кодов по странам и регионам. С каждым годом увеличиваются списки таможенных кодов, растут величины этих показателей по стоимости из расчета доллар США за килограмм нетто товара.

Для подтверждения таможенной стоимости (налогооблагаемой базы товара) предлагаем заранее выяснить статистические цены на Ваш товар и сравнить их с профилями рисков таможни.

Риски на таможне.

Ценовые риски - это так называемые «проходные цены на таможне», или «сетка таможни», информационно-вспомогательный инструмент для работы сотрудников таможенной службы, который должен помогать выявлять возможное нарушение таможенного законодательства.
Товары по таможенной стоимости ниже контрольных показателей $/кг попадают под инструкции и распоряжения по «отработке» профиля риска, особому порядку таможенного оформления с мерами дополнительного таможенного контроля по минимизации данного риска.

Существующие меры по минимизации таможенного риска:
• таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов;
• таможенный досмотр товаров (5 ÷ 100%);
• отбор проб и образцов товаров (таможенная экспертиза товаров);
• принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению товарной номенклатуры (дополнительные документы по описанию товара и классификационное решение по коду ТН ВЭД ТС отделом данной таможни);
• принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости (дополнительные документы, перечень которых определяется в зависимости от условий и особенностей каждой конкретной внешнеторговой сделки);
Основные дополнительные документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров, экспортная таможенная декларация страны отправления, документы по оплате ввозимых товаров, выписка из бухгалтерской ведомости о принятии товара к налоговому учету.
• запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
• выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях;
• выпуск товаров по согласованию с начальником таможенного поста.

Будет ли стоимость при таможенном декларировании попадать
под действия профиля риска или декларируемая таможенная стоимость будет выше контрольных показателей таможни.

Это желательно знать заранее по каждому таможенному коду.

Дополнительные документы таможенной проверки.
Согласно Приложению3, «к порядку контроля таможенной стоимости товаров», из Решения Комиссии Таможенного Союза №376 от 20 сентября 2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» установлен перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запросом таможенного органа при проведении дополнительной проверки:
1. Прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение.
2. Сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод.
3. Сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе).
4. Упаковочные листы.
5. Бухгалтерские документы об оприходовании товаров.
6. Договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.
7. Сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно.
8. Оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются).
9. Документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.
10. Документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта).
11. Документы и сведения, подтверждающие производимые после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или техническое содействие (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.) в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.
12. Документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара.
13. Документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:
документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения;
документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.
14. Другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

Перечень не является закрытым, и декларант и таможенный инспектор могут что-то
предоставить или запросить дополнительно.