Москва, ул. Коцюбинского, д. 4
БЦ «Проминэкспо»
E-mail: [email protected]

Особенности таможенных затрат в морском порту

Все международные порты являются морскими СВХ, но услуги СВХ в портах никак не пересекаются с коммерческими таможенными услугами. По факту, в Российских портах все происходит «не спеша» - нет прямой экономической заинтересованности в ускорении терминальной обработки грузов в процессе таможенного контроля. Возможны дополнительные расходы за простой контейнера, это может происходить при «неотлаженных» логистических услугах, или из-за очереди на выпавший осмотр/ досмотр и время его проведения, или из-за несогласия импортера применить предложенный отделом таможни метод определения таможенной стоимости и, как следствие, безусловный или условный КТС.


Общая негласная политика любой Российской таможни и в особенности при импорте в Санкт-Петербурге (СПб), Владивостоке и Новороссийске - это сбор плана налогов в своем регионе (издание различных профилей рисков, направленных на дополнительные меры таможенного контроля, только для товаров, выпускаемых на удаленном доступе или следующих через порт по процедуре таможенного транзита). Практика таможенных брокеров в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Новороссийске следующая - если товар попал в порт, лучше не делать процедуру Внутреннего таможенного транзита (ВТТ Санкт-Петербург, Владивосток, Новороссийск), а производить таможенное оформление в Санкт-Петербурге, во Владивостоке.

Таможенное оформление в портах грузов с низкой Таможенной стоимостью
лучше не делать.

Решение отдела морской таможни в принятии Таможенной стоимости (ТС) ниже контрольных показателей обычно связано с корректировкой таможенной стоимости (КТС).
Для нового участника ВЭД, осуществляющего импорт в морском порту, стоимость товара которого ниже контрольных показателей таможни, решение по подтверждению первого метода определения Таможенной стоимости (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами) может дойти до суда.
Для товаров с низкой стоимостью относительно статистики таможенных органов нужно готовить и продумывать документальное подтверждение ТС и/или соглашаться на дополнительную проверку после выпуска товара под обеспечение, с последующим возвратом денежного обеспечения, начисленного по корректирующей Декларации на товар (КДТ).

Выгода от логистики и растаможки контейнера в Российском морском порту может составлять 300 – 500 долларов США.
Экономия по транспортной перевозке через Российский порт может быть невыгодна:
- по общей экономике поставки, если таможенное оформление в портах связано с отработкой профиля риска таможни по низкой Таможенной стоимости;
- из-за возможных простоев контейнера;
- из-за длительных таможенных досмотров.

Всегда нужно заранее просчитывать и согласовывать морскую поставку и принимать оптимальное решение по таможенному оформлению контейнерных грузов, делая:
- доставку на автомобильные СВХ, через порты ЕС;
- доставку с таможенным сопровождением в портах России.

Для Московского региона имеет особый статус порты Дальнего востока, для товаров, поставляемых из Китая и других стран Азии, когда в первую очередь нужна скорость доставки контейнера.

При таможенном оформлении в Дальневосточных портах и дальнейшей доставке контейнера по железной дороге, среднее расчетное время,
например от Китая до Москвы, составляет 28 дней.

Контейнеры, как транспортное оборудование, предоставляются в аренду, имеют установленный срок использования (свободное время, бесплатное время), входящий в ставку транспортных услуг по обработке и хранению в портах погрузки - разгрузки и так же имеют фиксированное время, необходимое на таможенное оформление, разгрузку и доставку (возврат) порожнего контейнера в указанное место.

Если по вине Клиента возврат контейнера происходит с превышением установленного времени, то за сверхнормативное время использования контейнеров берется дополнительная, заранее согласованная плата:
● демерредж - штраф, взимаемый судоходной линией, за использования контейнеров сверх установленного свободного времени;
● детеншен - плата за сверхнормативное использование контейнера с момента вывоза его с грузом с территории порта по момент возврата порожнего контейнера в порт или на терминал.

Морские контейнерные перевозки грузов связаны с транзитными операциями, в которых контейнер необходимо разгрузить и оставить на временное хранение, а также обеспечить выполнение целого ряда других операций, в том числе - произвести таможенное оформление. На смену транспорта тратится 10-20% стоимости основной перевозки.

За непредвиденные простои, например при оформлении процедуры таможенного транзита в порту или просто из-за «человеческого фактора», приходится платить не только порту или железнодорожной станции, но и владельцу контейнера за его сверхнормативное использование.

Затраты в порту.

Плата за хранения контейнеров собирается агентом линии и увеличивается на сумму агентского вознаграждения или собирается вместе с демереджем в соответствии с тарифами линии.
Датой начала периода расчета использования контейнеров (демередж - детеншн) считается день, следующий за датой окончания выгрузки коносаментной партии или дата выгрузки контейнера в порту. Датой окончания периода считается дата возврата порожнего контейнера на склад (контейнерное депо).
В случае, если контейнер (кроме рефрижераторных) с импортным грузом не вывезен с Терминала в течение определенного времени, начиная со следующего дня после даты окончания выгрузки коносаментной партии,  может начисляться разовый дополнительный линейный сбор.

Перечень транспортных и складских услуг включает в себя следующие процедуры:

● разгрузка контейнера с судна или перевалка его на другую железнодорожную платформу (перегрузка контейнеров с платформы одной колеи на платформу другой колеи);
● перемещение контейнера по территории и его выгрузка на площадку склада временного хранения (СВХ);
● перемещение содержимого контейнера в низкотемпературный склад или подключение контейнера-рефрижератора к системе электрического питания СВХ, если в этом имеется необходимость;
● погрузка контейнера на контейнеровоз для его дальнейшего следования по маршруту или для его доставки в сухопутную зону таможенного оформления;
● доставка контейнеровоза с контейнером к получателю после окончания всех таможенных процедур, если разгрузка не выполняется на территории СВХ;
● возврат порожнего контейнера в указанное место (на железнодорожную станцию или на территорию морского порта), его выгрузка с автомобильной площадки, очистка и сдача собственнику.

Контейнерные перевозки являются действительно самым недорогим видом перевозки только при слаженной работе всех участников логистической цепочки: агентов в местах погрузки, перевалки (смены транспорта), экспедиторов, таможенных брокеров, а главное специалистов, комплексно сопровождающих внешнеторговую операцию.

Основные международные морские порты России:

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» – крупнейший оператор, оказывающий услуги по перевалке всех видов сухих грузов в Большом порту Санкт-Петербурга. Созданная на базе Ленинградского морского торгового порта, компания успешно развивается в условиях рыночной экономики. http://www.seaport.spb.ru/

ОАО «Петролеспорт» - современный производственно-технологический портовый комплекс, на территории которого работает несколько специализированных терминалов - контейнерный, паромный. http://www.petrolesport.ru/

ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (входит в Транспортную Группу FESCO) оказывает услуги по обработке контейнерных, генеральных, навалочных грузов, автомобилей и техники. ВМТП обладает уникальным, среди портов региона, опытом переработки зерновых грузов. http://www.vmtp.ru/

ОАО «Восточный Порт» - крупнейшая стивидорная компания на Дальнем Востоке России, со специализацией по перевалке каменного угля с использованием конвейерного оборудования. http://www.vpnet.ru/rus/other/mapsite.htm

ОАО «ЕВРАЗ НАХОДКИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ» - один из крупнейших портов на Дальнем Востоке России. Расположен в восточной части залива Петра Великого, в бухте Находка. Порт соединен с любой точкой Евроазиатского континента Транс-Сибирской железнодорожной магистралью, обслуживающей грузопоток Азия-Европа-Азия. http://www.ncsp.ru/

Группа НМТП (Новороссийский морской торговый порт) является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. http://www.nmtp.info/holding/business/services/

ОАО "Азовский морской порт" имеет статус международного. На его территории действуют пограничная, таможенная, санитарная, ветеринарная и карантинная службы. http://www.azovseaport.ru/